Искалеченный лошадью мужчина двое суток полз по снегу к людям

Уникальную способность к выживанию в совершенно безнадежной, казалось бы, ситуации продемонстрировал сельский житель в республике Алтай. Оказавшись из-за неприятного происшествия среди пустынных лесных гор один да еще со сломанной ногой, мужчина двое суток в зимний мороз полз по снегу к людям и в итоге смог спастись.

То, что удалось совершить жителю алтайского села Теректа Геннадию Куликову, вполне можно сравнить со знаменитым подвигом легендарного летчика – героя Великой Отечественной Алексея Маресьева.

Эта история произошла еще в конце декабря 2020-го, однако известно о ней стало лишь сейчас, когда появилась публикация в региональных электронных СМИ.

Судя по информации, размещенной электронной газетой «Звезда Алтая», ЧП произошло 21 декабря. В тот день Геннадий Куликов отправился из родного села Теректа в горы, чтобы приглядеть подходящие места для тебеневки – зимнего выпаса лошадей. Ехал верхом на лошади в сопровождении собаки. Поскольку отсутствовать предполагал недолго, с собой не взял никаких припасов и снаряжения на экстренный случай.

Увы, рядовая в общем-то поездка едва не обернулась для мужчины гибелью.

Родные забеспокоились к вечеру, когда Куликов не вернулся домой. Проведя в тревожных ожиданиях ночь, они наутро стали звонить всем знакомым в надежде, что может, кто-то из них видел пропавшего, знает о его местонахождении. Однако никаких новых сведений получить не удалось.

В селе подняли тревогу, и местные мужчины отправились прочесывать ближайшие окрестности Теректы. К вечеру они вернулись ни с чем. Уже на следующий день, то есть 23 декабря были организованы поиски в более отдаленных горных районах, туда выехала конная группа. Отъехав по тропе от села несколько километров, ее участники обнаружили в районе брода через реку оседланную лошадь Куликова и его собаку. Животные бродили по противоположному берегу, не решаясь преодолеть быстрое течение. Но самого Геннадия Ивановича нигде рядом с ними видно не было.

Участники группы, преодолев брод, принялись изучать следы на снегу. В это время пес, словно подавая им пример, кинулся бежать вверх по горной тропе, едва заметной среди снега. Мужчины поспешили за собакой и в нескольких сотнях метров от реки обнаружили человека, которого искали. Куликов к тому времени так окоченел от холода, что не мог двигаться и даже говорить. Одежда на нем обледенела, покрылась инеем.

Найденного перетащили в сани, хотя сделать это было непросто: у мужчины оказалась сломана нога. В селе Куликова уже ждала вызванная сюда «скорая», которая доставила его в больницу райцентра Усть-Кокса.

Успели буквально «на флажке», - чуть позже, и человека спасти не удалось бы: у Геннадия Ивановича было критическое переохлаждение. Как пояснили потом медики, еще одним градусом ниже, и наступила бы смерть.

Лишь несколько дней спустя, придя в себя, Куликов смог объяснить, что же произошло с ним во время той злосчастной поездки.

Оказалось, виновником происшествия стал кабан. Перебравшись через реку мужчина спокойно ехал по хорошо известной ему тропе верхом, когда впереди из кустов внезапно выскочила дикая свинья. Лошадь испугалась появления животного, резко дернулась, и Геннадий Иванович от неожиданности вылетел из седла. Но это была еще не беда. Лошадь, в панике стала бить копытами, и один из ударов случайно попал в ногу ее хозяина. Как результат – перелом в области голени. Куликов распластался в снегу, а все остальные участники этой сцены, сильно напуганные произошедшим, разбежались.

Лошадь устремилась назад – вниз по тропе, за ней поспешила и собака. Попытки подозвать ее не увенчались успехом, и Геннадий Иванович остался одинешенек среди заснеженных горных склонов.

«Как быть? Развести костер - нет спичек, - рассказывал потом Куликов. А если бы и были – дров, которые я смогу собрать, хватит на час, не больше. А дальше что? Ждать? Но искать меня станут, когда лошадь вернется домой с пустым седлом. А если она не дойдет? К тому же никто не знает, где именно меня искать: никому не сказал, куда еду…»

Мужчина понял, что единственный шанс на спасение – самому попробовать добраться до людей. Но как это сделать, со сломанной ногой? С помощью складного ножа Куликов срезал с ближнего дерева пару веток и попытался сделать из них импровизированные костыли. Однако такие подпорки не помогли: даже просто стоять с их помощью было невозможно: сильно поврежденная нога «прострелила» острой болью.

Тогда он решил двигаться ползком. Из-за перелома ползти пришлось на спине, отталкиваясь здоровой ногой.

Несмотря на все предосторожности изуродованная нога на движения отзывалась болью, но ее приходилось терпеть. Геннадий Иванович понимал, что любая мало-мальски продолжительная остановка чревата для него смертью: на зимнем морозе он рискует застыть, впасть в дремоту и уже никогда не проснуться. Поэтому мужчина полз, давая себе лишь самые короткие передышки. Полз в наступивших сумерках, ночью, на рассвете, весь следующий день и еще одну ночь…

При этом надо еще учитывать, что двигаться столь нелегким способом ему пришлось отнюдь не по торной дороге, а по каменистой конной тропе, петляющей среди склонов, с бесконечными спусками и подъемами. Еды с собой не было, воды тоже. Он знал: рядом находятся ручьи, родники. Но свернуть к ним с тропы не решался, опасаясь промочить одежду: тогда уж точно на морозе не выжить.

Ночью в какой-то момент Куликов сбился с тропы так, что в темноте не смог сориентироваться и вынужден был до рассвета просто ползать вокруг одного и того же дерева: слабея и мучаясь от боли наматывал эти круги, чтобы согреваться в движении и не уснуть ненароком, поддавшись накопившейся усталости.

На исходе второй ночи этой удивительной эпопеи Геннадию Ивановичу стало совсем плохо. Одежда на нем постепенно все-таки промокала от столь долгого нахождения в снегу, силы окончательно уходили. События второй ночи он уже плохо воспринимал: сознание стало мутнеть, находился все время в каком-то полузабытьи. Но даже несмотря на это, мужчина продолжал и продолжал ползти: отданный самому себе в самом начале приказ двигаться непрерывно руководил организмом словно на автомате.

Впереди его ждало самое серьезное испытание на всем пути. Он знал, что предстоит преодолеть речку, не скованную льдом, и заранее пытался сообразить, как можно в его положении перебраться через поток, не промокнув. Вспомнил, что ниже брода вроде бы есть завал из палок и веток. Возможно, он уже покрылся твердой ледяной коркой, которая выдержит вес человека.

Однако использовать намеченный рисковый вариант переправы мужчине не пришлось. Как раз на подступах к речке он услышал лай собаки, а вслед за тем людские голоса. Понял: пришло спасение. А вместе с этим пониманием вдруг разом, словно щелкнул переключатель, кончились силы, руки, нога перестали слушаться. Но теперь это уже было не страшно, его изматывающая борьба за жизнь, которая длилась двое суток, подошла к концу.

Куликова ждало еще немало испытаний. Он сильно обморозился, и медики не исключали возможных ампутаций. Но даже когда такая угроза миновала, мужчине еще долгие недели пришлось оставаться на больничной койке. Врачи провели несколько операций.

Дочь «алтайского Маресьева», рассказывая о его удивительном спасении, упомянула о том, что когда у Геннадия Ивановича спросили, как же ему все-таки удалось «уползти от смерти», он ответил: «Я просто потихонечку делал свою работу».

Насколько правильно действовал Куликов в такой сложной остановке? За комментариями мы обратились к специалисту - инструктору по выживанию Андрею Никитину.

- Честно говоря, мне все-таки удивительно, как опытный, судя по всему, житель лесной глухомани пустился в путь – даже недалекий, как он планировал, - без аварийного запаса воды и пищи, даже без спичек. Это, конечно, большой промах.

Отправляясь зимой в поездку «на дикую природу» следует всегда иметь при себе укладку с минимальным аварийным набором. Он не занимает много места, но в случае ЧП поможет спастись. В комплекте этом должны быть фляга с водой, нож, фонарик, компас, веревка, спички или зажигалка. Очень полезно иметь при себе небольшую пластинку оргстекла: оно легко поджигается даже будучи мокрым и поможет быстрее развести костер в случае, если идет дождь или дрова и ветки отсырели. Очень полезная штука – спасательное одеяло. Впрочем это уже довольно специфическая для большинства наших сограждан вещь. Но вместо него вполне можно использовать взятые с собой два больших полиэтиленовых мешка для мусора. Они пригодятся и для защиты от сырости, и для согревания (например, спрятать в мешок ноги на некоторое время). Если пошел снег или дождь, такой мешок можно использовать в качестве плаща… Конечно, не повредит иметь при себе хоть минимальный продуктовый запас. Хорошо для этого запастись парой плиток шоколада, кусковым сахаром…

Что касается самой этой экстремальной ситуации, случившейся на Алтае, то Куликов действовал абсолютно правильно. Если оказался зимой в лесу вдали от жилья и нет возможности развести костер и спасаться возле него до тех пор, пока подоспеет помощь, нужно обязательно двигаться. При движении организм способен довольно долгое время вырабатывать достаточное количество тепла, чтобы сохранялись все его функции. Допустимы лишь очень короткие перерывы. А вот остановка более длительная – «устал, отдохну!» - почти неминуемо приведет к гибели.

В таких условиях бывает полезно контролировать свое состояние: не наступает ли критическое переохлаждение организма. Проверить это можно очень простым способом: нужно свести вместе кончики указательного пальца и мизинца на одной руке. Если они легко двигаются вплоть до касания друг с другом, то все в порядке. Если же возникло затруднение в таком движении, значит в организме уже началось переохлаждение.

- Ну и как же тогда быть, как согреться, если нет костра?

- Ответ уже прозвучал: двигаться. Кроме того существует несколько дополнительных, так сказать, приемов. Например, кисти рук можно согреть, спрятав их на некоторое время под одеждой на животе. Стоит также особое внимание уделить голове и шее, - как следует замотать их, поднять капюшон и плотнее прижать его или шапку к лицу, оставив лишь самый минимальный участок – глаза, нос, рот, - открытым. Дышать нужно только носом, - так воздух лучше прогревается перед попаданием в легкие.

Очень правильно поступил житель алтайского села, что не стал пытаться утолять жажду, попробовав есть снег. В данных условиях это могло бы ускорить переохлаждение организма.

Рекомендуем